Визуальная и звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков, постоянно воздействует на ребенка. Негативное влияние оказывает ритмическое однообразие, монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества.
Ритмически организованная среда представляет собой стилевое единство, гармонию, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого пространственного элемента, строений. Так, например, художественные работы известного итальянского психолога А. Менегетти, размещенные в Лизори, создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать вдохновение и спокойствие. Разноцветные скульптурные композиции, зеленый плющ, покрывающий полотном все стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и полуарки, изгибы дорожек во дворе детского сада, низкие ажурные решетки, названия на табличках у дверей – это то ритмическое разнообразие, которое позволило бы детям оказаться в ритмически организованном благоприятном пространстве.
Известна зависимость умственного развития ребенка от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообразны и оптимальны, если он находится в благоприятном эмоциональном состоянии.
Ритмичность зависит от психического состояния и здоровья человека. Это ярко проявляется у детей. На основе результатов многолетнего исследования проблемы ритмов в деятельности детей дошкольного возраста в обычных и коррекционных классах начальной школы и группах детского сада мы пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняют ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического ритма, и музыкального ритма, то есть ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, то есть его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления ребенка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребенка, должны быть направлены на сохранение, развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Ребенок живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Ритмичность – одно из основных свойств любого живого организма. Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение пробуждения любого живого существа сопровождается повышением артериального давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и т.д. Известны многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ребенок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Велико значение ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности, организовывать режим дня после занятий. При этом необходимо различать два понятия, которые в музыке имеют четкое разграничение, а в жизни постоянно подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времен года, смену дня и ночи, пульс сердца называют ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни. Ритм времен года заключается в уникальности, неповторимости каждого года. Нет ни одной одинаковой весны: ритмы ранней весны, ее быстрое цветение, солнечные дни и холодные короткие ночи одного года нельзя спутать, например, с холодными днями запоздалой весны другого года. Каждая весна уникальна, также как и каждое сердце бьется не только с разной силой, но и с различной степенью наполнения. Полнокровные, жизненные процессы – это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям: ритмы окружающего мира – природные (биологические, физиологические), социальные (бытовые, общественные, художественные), космические (планетарные, галактические); ритмы человека – соматические (ритмы организма), психические (ритмы эмоциональной сферы), ментальные (ритмы общественной деятельности), духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия – динамические (временные) и статические (визуальные).
Остановимся на последней группе ритмов, поскольку педагогика занимается проблемами развития ребенка в процессе воздействия особо организованной среды, то есть образовательной среды. Весь образовательный процесс пронизан и динамическими (все, что слышит ребенок), и визуальными (все, что он видит) ритмами, если жизнь в дошкольном образовательном учреждении организована ритмично, полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят все ритмы художественных произведений, которые развиваются во времени: поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные ритмы заложены в живописи, скульптуре, архитектуре. Искусствоведы нередко относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства. Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что динамическими ритмами являются не только ритмы искусства, но и ритмические жизненные процессы, то их можно также классифицировать по разным признакам: шумовые, звуковые, музыкальные; вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные (неслышимые, но воздействующие на ребенка). Визуальные ритмы тоже очень разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ритмы являются его сущностью, поэтому искусство играет важную роль в жизни ребенка.
Напротив, музыка с однообразным, упрощенным, повторяющимся на протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, снижает психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Педагогу необходимо помнить, что однообразный ритм некоторых направлений современной музыки снижает не только работоспособность, но и, при длительном воздействии, интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развить музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие невозможно.
В условиях школы самовыражения, дети постоянно включаются в разнообразные виды фантазирования, в том числе и ритмическое фантазирование. Ритмическое фантазирование является одним из основных способов сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов ребенка, освоения визуальных и аудиальных ритмов, а также овладения ритмами мыслительных процессов. Подобная работа педагога позволяет гармонизовать личность ребенка с окружающим миром, людьми и, самое главное, с самой собой.
При освоении визуальных ритмов дети знакомятся с пространственными, объемными (при изготовлении объемных работ) и плоскостными (в процессе изобразительной деятельности) ритмами. Аудиальные (временные) ритмы направлены на освоение шумовых, звуковых, музыкальных и речевых ритмов.
Ритмы среды включают огромный спектр как визуальных и аудиальных ритмов, так и кинестетических. С приходом детей утром в детский сад работа начинается с гармонизации внутренних процессов ребенка, группы детей, коллектива в целом. Ритмический настрой детей необходим потому, что домашние ритмы, ритмы улицы зачастую не совпадают с природными ритмами ребенка и с необходимым единым ритмом в коллективе, поэтому требуется определенная работа в начале дня для создания так называемого «ритмического резонанса», который облегчит детям включение в любой вид деятельности.
В процессе работы также необходимо учитывать сезонные ритмические изменения в природе, месторасположения детского сада, время суток и общее настроение детей. От этого зависит выбор ритмических упражнений, музыкальных произведений, их характер, темп, динамика.
Принцип ритмичности учитывается на любых занятиях с детьми дошкольного возраста. Организация образовательного процесса с учётом принципа ритмичности позволяет детям легко и свободно включаться в любую познавательную деятельность, даже не имея большого опыта в данном виде деятельности.Занятия выстраиваются в определенном ритме. Это повышает интерес к занятиям, улучшается запоминание и значительно снижается утомляемость, что благотворно влияет на сохранение соматического и психического здоровья.
Для создания единого ритмического пространства в работе с детьми учитываются следующие положения.
- Учитритма дыхания и пульса позволяет сделать работу природосообразной. Детям предлагаются дыхательные упражнения.
- Ритмически организованная смена деятельности, с учетом спланированного ускорения и замедления постоянно активизирует внимание детей.
- Чередование активизирующей и расслабляющей деятельности помогает избежать утомления.
- Использование на протяжении занятия ритмов музыки, танца, ритмических композиций по изобразительному искусству вызывает и поддерживает интерес у детей даже к сложному материалу.
- Применение метода «троичность ритма» (термин В.И. Симаковой), который основан на единстве сознания, чувств и воли (чередование восприятия, переживания и практической деятельности), позволяет равномерно распределять нагрузку на голову, сердце и руки ребенка.
- Спокойная, ритмически организованная речь педагога создает благоприятный фон и комфортные условия для общения и работы детей.
Таким образом, развивая у детей ритмичность как качество личности, педагог способствует умственному развитию детей, быстрому вхождению детей в любую ситуацию, легкую переключаемость с одного вида на другой, повышает работоспособность, позитивную активность, облегчает и создает благоприятные условия для жизнедеятельности, как отдельного ребенка, так и коллектива в целом.
По книге: Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Ритмическое самовыражение детей. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. 105с.