Количество унижений переходит в чудовищное качество человека – ожесточение.
Униженный человек, вырвавшись, отомстит за все унижения.
Цепная реакция скандалов - всегда предвестник взрыва атомной энергии.
Ф. Искандер

Что общего в словах «воздействие», «вмешательство», «насилие»? Значение этих слов единое по направленности, но степень их интенсивности различна: от более слабого (воздействие) к более сильному (насилие). Различна их степень негативности. Если воздействие для растущей личности может быть и негативным и позитивным, то насилие однозначно негативно.

Насилие соотносят с физическим нападением, надругательством над телом, покушением на жизнь. Вмешательство может быть психическим, а воздействие - вербальным. Выражения «насилие вербальное» или «насилие психическое» кажутся неточными. В действительности подобное возможно, и в медицинской практике фиксируются случаи суицида под воздействием окружающих, точнее, психического или вербального насилия, когда ребенок не выдерживает невыносимого психологического прессинга и постоянного словесного надругательства над ним.

Как действует слово на ребенка?

Прежде всего:

1) как навязанная программа к действию ребенка, но программа извне, а не собственная («ты обязан сделать...», «сколько раз говорить, хорошие мальчики уступают место девочкам» и т.д.). Но у ребенка это вызывает психическое и соматическое отторжение («не принял душой»). Подобные действия взрослых выражаются всегда в форме внушения, назидания, приказа;

2) как запрет, ограничивающий действия ребенка («это трогать нельзя»). В подобных случаях ребенок оказывается в рамках, отведенных ему взрослым. Ограничители мешают ему познавать мир, лишают его стремления к новизне. Так постепенно развивается чувство «потолка», которое ограничивает возможности ребенка, лишает его самостоятельности;

3) как оскорбление. Оттенки оскорблений могут быть различными: от легкого и незаметного («он у нас всегда такой тихоня, или стеснительный, или невнимательный») до грубого и резкого вмешательства («ты поступил как убийца» - ребенок стукнул исподтишка и т.д.). В особую форму можно вывести «ярлыки»: «бестолочь», «свинья», «бездельник», «лентяй» и др. Оскорбления и «ярлыки» снижают чувство собственного достоинства, формируют комплексы неполноценности, вызывают внутренний протест, скрытую или явную агрессию, враждебность и ведут к «разрушению» тела (болезням) и души (нравственным проблемам).

Психическое насилие в семье или школе

Наиболее опасно психическое насилие, так как его определить, зафиксировать практически невозможно. Вербальные оскорбления или физические действия всегда выражены в открытой форме, хотя психические травмы могут быть следствием вербального или физического насилия. Психическое насилие представляет собой воздействие психической энергии более сильного порядка и агрессивно по направленности. Патологическая психическая зависимость чаще всего бывает между близкими людьми: мать - сын, дедушка - внучка и т.д. Может негативно воздействовать на ребенка учитель, воспитатель. Классический пример: неудовлетворенная своей жизнью одинокая учительница может бессознательно, не желая того, выбрать в классе несколько детей и энергетически «подпитываться» за счет них, компенсируя свои комплексы. Этим же объясняется появление в группе, классе нелюбимых детей, которые раздражают педагога даже своим присутствием.

В чем выражается психическая зависимость ребенка от взрослых? Прежде всего, в несамостоятельности, пассивности, вялости, боязливости, которые могут сменяться «взрывами» непослушания. Неуправляемые дети также подвержены психическому насилию со стороны кого-либо из взрослых. Они протестуют, и это лучше, чем полное подчинение. В этом случае агрессия со стороны детей оправдана и допустима, но не внутренняя, а внешняя - как защитная реакция на негативные воздействия.

Как решить проблему психического насилия?

Итак, по внешнему выражению, по вербальным, мимическим, пантомимическим и другим проявлениям можно определить психическую зависимость ребенка от близких ему людей. Работу надо начинать не с ребенка, а со взрослого, который воздействует на него. Готовить родителей к этой мысли важно очень осторожно, так как такой взрослый нередко уверен, что любит своего ребенка. Он может не позволять резких, грубых слов, явного неудовольствия. Его речи положительны по смыслу, а подсознательно он подавляет ребенка.

Во всех случаях подсознание принимает информацию и пытается «защитить», «оправдать» личность или ищет выход из ситуаций: ребенок может протестовать, жаловаться, обвинять других, смириться с участью.

В школе самовыражения предлагается строить все взаимоотношения на положительных вербальных конструкциях, без внутреннего осуждения. Оказание ребенку ментальной помощи должно стать стимулом к соматическому действию и психическому принятию новых способов действия по следующей схеме:

  • определение глубинных причин проблемы;
  • обозначение проблемы;
  • поиски путей выхода из ситуации;
  • план действий;
  • обязательно реальный выход из ситуации.