(1 семестр: готовят студенты, которые не получили зачет за 1 семестр)

1.      Предмет музыкальной психологии.

2.      Психика, ее структура.

3.      Направления психологии, их специфика.

4.      Место музыкальной психологии в различных психологических направлениях.

5.      Психологические школы: Бихевиоризм.

6.      Психологические школы: Гештальтпсихология.

7.      Психологические школы: Психоанализ.

8.      Психологические школы: Когнитивная психология. 

9.      Психологическая установка. Виды психологических установок музыкантов.

10.   Классификация методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).

11.   Психодиагностические методы и их использование в музыкальной психологии.

12.   Личность, индивидуальность, человек.

13.   Личность музыканта.

14.   Деятельность музыканта.

15.   Творчество музыканта.

 

2 семестр

1.    Авторитарное направление в музыкальном образовании.

2.   Гуманистическое направление в музыкальном образовании.

3.  Возрастная периодизация. Классификации психологического развития личности:  Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Э. Эриксона (по выбору).

4.    Возрастные особенности музыкального развития детей до 7 лет.

5.   Возрастные особенности музыкального развития и образования детей старше 7 лет.

6.   Особенности восприятия детьми музыки. Слушание музыки как вид музыкальной деятельности.

7.    Музыкальная одаренность, талант, способности.

8.    Принципы музыкального образования и воспитания.

9.    Принципы музыкального обучения.

10. Методы музыкального образования и воспитания.

11.  Методы музыкального обучения.

12.  Виды музыкальной деятельности.

13.  Формы организации обучения музыки.

14.  Профессиональный облик педагога-музыканта.

15. Методические системы педагогов-музыкантов (по выбору).

 

Литература

 Основная:

1.  Ананьева, М.В. Основы психологии музыкального искусства. М., 2009. (5 экз.)

2.  Беляев, С.Е. Музыкальная дидактика. Екатеринбург: УГК, 2008. (6 экз)

3.  Выготский, Л.С. Психология искусства. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. 338 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/35308 — Загл. с экрана.

4. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5535070/ — Загл. с экрана.

5.  Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. Р. н/Дону: Феникс, 2002. (5 экз.)

6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проспект, 2008. (19 экз.)

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Наука, 2008. 379 с. — Режим доступа: http://www.knigoprovod.ru/?topic_id=23;book_id=644 — Загл. с экрана.

8. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Композитор, 2008. 368 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/2893 — Загл. с экрана.

Дополнительная:

1. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2006.

2. Волков, Б.С., Волкова, В.Н. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2003.

3. Вундт, В. Введение в психологию [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. 165 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46366 — Загл. с экрана.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: http:pedlib.ruBooks/7/0060/70060-1.shtml   — Загл. с экрана.

5. Ивонина Л.Ф. Абсолютный слух как психолого-педагогическая проблема. Методический очерк. – Пермь, 2007. – 84 с. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа:http://lyudmilaivonina.ru/books/ivonina_lyudmila_absolutepitch.pdf— Загл. с экрана.

6. Лазурский, А.Ф. Очерки науки о характерах [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2013. 394 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/37025 — Загл. с экрана.

7.  Яфальян, А.Ф. Методика музыкального воспитания в начальной школе. Р.н/Дону: Феникс, 2011. (2 экз)

8.  Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. Р.н/Дону: Феникс, 2002

9.  Курт, Э. Тонпсихолгия и музыкальная психология [Электронный ресурс] — Электрон. дан. Минск, 2008. — Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1673 — Загл. с экрана.

 

Критерии оценивания ответа студента на зачете (экзамене)

Оценивание производится по десятибалльной системе: 1-2- неудовлетворительно, 3-5 – удовлетворительно; 6-7 – хорошо, 8-10 – отлично.

 Неудовлетворительно (незачет): студент не знает и/или не понимает основного материала, не умеет связно его изложить и ответить на дополнительные вопросы.

 Удовлетворительно (базовый уровень). Студент должен знать: основные категории музыкальной психологии и педагогики; уметь: пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных учебно-воспитательных задач; владеть: некоторыми практическими умениями и навыками анализа отдельных психолого-педагогических ситуаций с использованием музыкальных материалов различных стилей и жанров.

 Хорошо (продвинутый уровень). Студент должен знать: закономерности построения психолого-педагогической деятельности в области музыкального искусства; уметь: анализировать, корректировать и оценивать психолого-педагогические ситуации; владеть: основными знаниями и умениями психолого-педагогической деятельности.

 Отлично (высокий уровень). Студент должен знать: методологические основы становление и развития музыкальной психологии и педагогики, закономерности музыкального развития личности, особенности функционирования познавательных процессов, индивидуально-психологических и эмоционально-волевых особенностей личности, используя системный подход, данные различных смежных наук; уметь: осуществлять самостоятельный поиск, классифицировать и интегрировать знания, умения и навыки в области музыкальной психологии и педагогики, осуществляя отбор наиболее эффективного; владеть: психолого-педагогической техникой, направленной на эффективное самосовершенствование, обучение, воспитание и развитие личности музыканта, осуществлять поиск инновационных методик и нетрадиционных решений в условиях учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных учебных заведениях.

 

Все проблемы ребенка кроются в нас - взрослых. Любая проблема в воспитании ребенка – это клубок, который необходимо медленно размотать. Обычно проблем бывает сразу несколько и они взаимосвязаны.

В любой проблеме надо найти конец ниточки, дернув за которую постепенно (именно постепенно, чтобы не запутался клубок туже) начать вытягивать проблему за проблемой.

Визуальная и звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков, постоянно воздействует на ребенка. Негативное влияние оказывает ритмическое однообразие, монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества.

Количество унижений переходит в чудовищное качество человека – ожесточение.
Униженный человек, вырвавшись, отомстит за все унижения.
Цепная реакция скандалов - всегда предвестник взрыва атомной энергии.
Ф. Искандер

Что общего в словах «воздействие», «вмешательство», «насилие»? Значение этих слов единое по направленности, но степень их интенсивности различна: от более слабого (воздействие) к более сильному (насилие). Различна их степень негативности. Если воздействие для растущей личности может быть и негативным и позитивным, то насилие однозначно негативно.

Выразить себя - значит открыть в себе Вселенную и
делиться этим богатством со всеми.

«Само» - это направленность на самого себя, непроизвольное и произвольное проявление личности, которое происходит без внешнего толчка и, особенно, руководства, совершение чего-либо без посторонней помощи, то есть самопроизвольно.

Благородно действовать,
тонко чувствовать,
мудро мыслить.

Почему школа? Существует несколько значений понятия «школа». Это, прежде всего, учебное заведение, а также система, направление в науке, культуре, образовании и других социальных областях. Есть еще одно значение - это выучка, достигнутый опыт.

Уважаемые коллеги и родители, на сайте создан новый раздел "Материалы", в котором я планирую регулярно освещать наиболее интересные аспекты Школы самвыражения.

В ближайших выпусках будут затронуты следющие темы:
Ритмическое развитие детей
Эстетический интерес
Эстетические чувства
Эстетическая среда