nevskiy 1В те давние времена, когда Русь была еще разделена на княжества, в семье князя Ярослава родился сын Александр. Его судьба, его будущее были предопределены: князь с рождения воспитывался как законодатель, воин-полководец, политик, защитник, ценитель искусства, щедрый покровитель. Об этом ему говорили с раннего детства, ежедневно приучая к мысли — ты несешь ответственность за народ.

Первые годы жизни Александра проходили в Переяславле, в мире сказок, былин, которые учили верить в мужество богатырей, в победу добра над злом, в силу и мощь чуда. Маленький Александр старался ходить важно, подражая князьям. В играх он воображал походы на врагов, где всегда становился главным героем и защищал слабых и бедных.

Но детство Александра длилось недолго. В ту пору сыновья воспитывались как маленькие мужчины. Княжеских детей начинали готовить к постригу задолго до него. Постриг – рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество. Он всегда проходил празднично, длился неделями, сопровождался игрищами, турнирами, но начинался в соборе, храме – в священном месте, в котором проходили все праздники, обряды, важные для города события.

В соборе маленького князя Александра усадили на высокую подушку. Начались заздравные молебны в честь будущего воина. Затем Александра опоясали мечом и посадили на коня. В Древней Руси конь считался символом мужества, силы, благополучия. О больном человеке говорили, что он не может даже «на коня всести». Хорошим предзнаменованием было класть под угол строящегося дома череп коня. Верхнюю часть богатого дома украшали деревянным конем, которого именовали «коньком».

После пострига княжич Александр покинул по обычаю женскую половину дома – так было заведено. Его воспитателем стал дядька, или кормилец, – боярин Федор Данилович. Александра обучали письму и чтению. В то время учили азбуке по алфавиту, вырезанному на маленькой можжевеловой дощечке. На залитой воском дощечке Александр учился ставить свою подпись: «Господи, помоги рабу своему Александру». Серьезно и постоянно княжича учили изысканным фразам и нормам поведения: «Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не произносить попусту слов, не осуждать речью, много не смеяться».

Правила предусматривали уважительное отношение к старшим, даже к тем, кто был старше на год. С дурными, плохими людьми разговаривать запрещалось, при этом надо было «книзу глаза держать, а душу ввысь». Не уклоняться от учебы, работы, быть скромным, не рваться к власти – вот чему учили маленьких княжичей.

После долгих заучиваний псалмов, правил поведения мальчик с удовольствием занимался ручной работой. Юному Александру очень нравилось изображать смешных человечков, но еще больше он любил рисовать воинов-победителей.

Главной книгой для Александра была Библия, он очень хорошо ее знал и мог свободно цитировать. Знакомили княжича с летописями, украшенными картинками. Рано он познакомился с историей, любил читал о подвигах Александра Македонского и в душе замирал
от восторга: не случайно он тезка Македонского, значит и его ждут подвиги, победы над врагами.

nevskiy 2В то время было очень трудно усваивать науки. Множество мер и сложность цифр требовали хорошей памяти. Цифра изображалась как буква, но с титлом-знаком, стоящим над ней. Совсем не просто было с дробями, которые выражались словесно: «пол-трети» –1/6, «пол-полтрети» – 1/12, «полвтора» – 1 и 1/2 (отсюда позднее – полтора). Мерили на сажени, локти, пяди... Сажень существовала мерная – между большими пальцами раскинутых рук, а была и косая – от земли до конца поднятой вверх руки. Человек был мерой всех вещей. Но поскольку люди были разные по росту, то и мера менялась в зависимости от высоты человека. Это очень усложняло измерения. Города и княжества устанавливали средние меры, но городов и княжеств было немало. Их локти, пяди и версты не совпадали, их деньги – cеребряные гривны – имели разный вес.

Постигал Александр и право, когда присутствовал на боярском совете, в княжеском суде, на народных сходах. «Русской правдой» назвали такие собрания. Там он учился ценить смелое действие, свободное суждение, держать данное княжеское слово. Он ценил и понимал искусство, музыку, учился понимать смысл законов, закалял свое тело, знал силу данного им слова. При таком воспитании у Александра складывался сильный характер, стремление к справедливости, что сделало его защитником земли Русской.

Когда Александру было 9 лет, он впервые осознал всю слабость разрозненной на княжества Руси. Распри, ссоры между боярами были постоянными. Князья пытались захватить друг у друга земли, города. Нередко такие ссоры доходили до вооруженных нападений. После одной из таких распрей отцу Александра Ярославу пришлось ночью тайно забрать и вывести своих сыновей из Новгорода. Вынужденное бегство Александра не напугало его, а заставило задуматься. Маленький Александр понял, как опасно быть слабым, безвольным и нерешительным. Тогда ему страстно захотелось сделать Русь могучей, богатой, свободной и единой.