ЯФАЛЬЯН (Лобова) Алла Федоровна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования УрГПУ. Действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Ученого совета по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме Российской академии образования. Удостоена звания «Лучший профессор УрГПУ 2007». Основатель научной школы «Формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения».

Работает в Уральском государственном педагогическом университете с 1978 года, заведующей кафедрой эстетического воспитания – с 1991 по 2009 гг. С 2014 г. - профессор кафедры музыкального образования.  В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование эстетического отношения к труду у младших школьников» в НИИ художественного воспитания РАО (Москва). В 2001 году защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку» в НИИ семьи и воспитания РАО (Москва).

Сотрудничество. Принимала участие в деятельности Международной ассоциации онтопсихологов, прошла стажировки в Италии по онтопсихологии в 1994, 1995, 1996 гг. (летние сессии). Сотрудничает со специалистами в области образования различных стран (Италия, США, Индия, Египет, Бразилия).

Ведет просветительскую деятельность среди педагогов и родителей, являлась председателем координационного совета педагогических колледжей по художественно-эстетическому образованию, возглавляла в качестве председателя Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Образование – Будущее России» («Добро»), была включена в состав экспертного совета по правам ребенка при Правительстве Свердловской области.

Научная работа осуществляется на разных уровнях: в процессе руководства кафедрой, в работе со студентами, аспирантами и докторантами, в подготовке и переподготовке кадров, в процессе сотрудничества с органами образования, организации семинаров, педагогических гостиных, конференций (региональных, межвузовских, всероссийских, международных).

Научная работа со студентами. Вела научную работу со студентами, в рамках проектов: «Успешные личности в образовании»; «Профессиональное портфолио». Совместно со студентами осуществляла проект: издание электронного журнала – альманаха «Эстетика»:
Выпуск 1. «Aesthetics» (2007). Концепция журнала: В разнообразии жизни – россыпь красоты.
Выпуск 2. «Эстетика: Стиль» (2008). Концепция журнала: От стилей в искусстве к стилю жизни.
Выпуск 3. «Эстетика ХХ в.: Персоналии» (разработан проект).

Научная работа с молодыми исследователями. Руководит Школой молодого исследователя, в которой принимают участие аспиранты и докторанты. Работа проходит в виде семинаров, дискуссионных клубов, педагогических гостиных.

Конференции. Являлась организатором каждые два года Международных конференций по проблемам художественно-эстетического образования. Подготовка конференций осуществлялась в рамках Международного сотрудничества в нескольких направлениях: участие в международных организациях и ассоциациях; привлечение иностранных специалистов к учебному процессу; участие в совместной научной деятельности. В конференциях принимали участие ученые из различных зарубежных стран (Италия, США, Германия, Индия, Египет, Израиль, Нидерланды, Латвия, Казахстан, Белоруссия, Украина), из многих городов и автономных республик России: Москва, Махачкала (Дагестан), Казань (Татарстан), Новороссийск, Самара, Ноябрьск, Нижневартовск, Омск, Челябинск, Н.Тагил и др.

Основные направления научной деятельности: педагогическая эстетика, эстетика самовыражения. В рамках данных направлений создана концепция эстетического развития дошкольников и младших школьников на основе личностного самовыражения, выявлены различия и специфика эстетического, художественного и творческого развития детей, определены новые подходы к выявлению средств эстетической выразительности, обоснована классификация эстетических чувств и возрастные особенности их развития.

Основные темы педагогических исследований: эстетическое отношение к человеку, эстетотерапия в образовании, активизация самовыражения детей, развитие аудиальной, визуальной и кинестетической культуры личности, развитие чувства ритма, пространства и времени.

Публикации. Опубликовано более 200 работ, из них 6 монографий, 10 учебных пособий. Книга «Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе» допущена Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, издано в издательстве «Феникс» (Ростов-на-Дону), дважды являлась Лауреатом конкурсов методических пособий (Екатеринбург, УрГПУ, 2008; Москва, РАЕ, 2009). Наибольший интерес для педагогов представляют такие книги, как «Школа самовыражения», «Как стать гением, или Детство великих людей», «Аудиальное развитие детей»; занимательные книжки для детей «Кто преобразует мир», «Мир звуков»; пособия «Учимся жить талантливо, или Детство и гениальность», «Истории о детстве великих людей», изданные в Александрии (Египет). Разработанные программы и методики используются в школах, детских садах и внешкольных учреждениях различных регионов России. Методика «Школа самовыражения» включена в Демидовский проект Свердловской области. Монография «Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения» выиграла грант Департамента образования и науки ХМАО-ЮГРЫ (2010).

Читаемые курсы в вузе. «История эстетики и теория эстетического воспитания», «Методология и методика эстетического воспитания», «Эстетика ХХ века», «Реклама в социокультурной сфере», «Деловое общение». Разработаны и сертифицированы программы курсов по выбору, среди них «Практическая эстетика», «Школа самовыражения», «Молодежные субкультуры», «Имиджелогия». «Арттерапия в образовании», "Аудиальная культура ребенка".

Владеет иностранными языками: итальянским и французским.